05.09.2021 Автор: admin Откл

5 искусствоведов, чьи лекции нельзя пропускать (даже если вы ничего не знаете об искусстве)

 

Дмитрий Гутов

Ключевые темы: История искусства от древности до наших дней, идеи Маркса и Гегеля

Искрометная подача, выжимка самой главной информации, интерактив и юмор отличают лекции российского художника и искусствоведа Дмитрия Гутова. Оратора Гутова интересно слушать по трем причинам. Первая — он много, очень много читает. Отсюда и глубина познаний, и блестящая вербализация: в его изложении завораживает любая тема от каменного века и древнего Египта до супрематизма и московского концептуализма. Вторая причина — он не только теоретик искусства, но и художник, причем заметный (вы можете помнить его персональную выставку «Рембрандт. Другой ракурс» в Пушкинском в 2015 году). По собственному признанию, знание теории мешает ему творить, а вот мастерство художника читать лекции только помогает. Третье отличие Дмитрия от многих искусствоведов-теоретиков — он последние лет тридцать очень активно включен в художественный контекст: участвует в Венецианских и других биеннале, выставках «Манифеста» и «Документа», дружит с художниками и философами. Его бодрый голос и фирменная оранжевая толстовка мелькают на разных дебатах, круглых столах и лекциях — от Пушкинского музея до онлайн-школы Manasir School. Отдельное удовольствие — читать страницу Гутова в Facebook, где он делится заметками о своих путешествиях по музеям от Ташкента до Бильбао.

Дмитрий Гутов

© Фото предоставлено Manasir School

Алексей Петухов

Ключевые темы: Европейское искусство XIX-XX веков

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина регулярно курирует выставки-блокбастеры по европейскому искусству XIX-XX веков, включая «Пикассо & Хохлова», «Щукин. Биография коллекции» и «Музы Монпарнаса». Его каталоги к выставкам читать также легко, как слушать его лекции, — а дает он их не только по месту постоянной работы, но и на историческом факультете ВШЭ, и на радио «Маяк». Студенты любят Петухова за атмосферную и даже романтичную подачу с погружением в исторический и бытовой контекст времени. Очень насыщенный период рубежа веков в его рассказах предстает ясным и подробным, как события вчерашнего дня. Образ дополняют костюмы-тройки, коллекция галстуков-бабочек и застенчивая улыбка. Алексей Валерьевич также заведует советским разделом виртуальной библиотеки Russian Records и коллекционирует отечественные и зарубежные аудиозаписи 1900–1950-х годов, поэтому говорить с ним о музыке тоже очень интересно.

Ближайший большой проект Петухова — выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», которая откроется в ГМИИ в 2022 году и воссоединит собрание Ивана и Михаила Морозовых, картины из которого разделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Экспозиция сначала будет показана в Fondation Louis Vuitton в Париже, потом в Пушкинском Музее и будет посвящена памяти Ирины Александровны Антоновой. Новый курс лекций Алексея Валерьевича в «Мусейоне» назначен на весну: покупать абонемент на небольшой курс «Три поколения коллекционеров нового искусства 1870–1930-е» рекомендуем заранее.

Алексей Петухов

© Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ

Ирина Кулик

Ключевые темы: Современное искусство

Художественный критик, доктор литературоведения, театровед, культуролог, преподаватель Института современного искусства Иосифа Бакштейна, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке — на этом список регалий Ирины Кулик не заканчивается. С 2013 по 2018 год Ирина читала свой лекционный блокбастер «Несимметричные подобия» в рамках образовательной программы музея современного искусства Garage, в котором подбирала неожиданные сочетания художников и арт-коллективов, раскрывая суть современного искусства. Каждая лекция была выстроена по принципу диалога между авторами, например, Марк Ротко — Джеймс Таррел, Отто Дикс — Братья Чепмен, Ричард Серра — Аниш Капур и так далее.

5 октября стартует новый курс лекций по современному искусству в Московском Доме Фотографии, посвященный «Утопиям и дистопиям в искусстве XX-XI веков». Подробности будут опубликованы на сайте музея.

Ирина Кулик

© Фото предоставлено пресс-службой МАММ

Михаил Каменский

Ключевые темы: Арт-рынок

Экс-глава аукционного дома Sotheby’s в России — один из самых очевидных ораторов на тему арт-рынка. Регулярно читает лекции в Третьяковской Галерее, Гараже, НИУ ВШЭ и многих других площадках. Каменский рассказывает об истории и основных принципах арт-рынка, ценообразовании на работы разных художников, понятии «бренда», «провенанса» в искусстве. Лекции Михаила всегда сопровождаются инсайдерскими деталями — примерами реальных аукционных продаж с подробными историями поступления на торги.

Отдельный жанр — настоящие арт-расследования в размеренном и обстоятельном изложении Каменского. К примеру, знаменитый сюжет о том, как Виктор Вексельберг засомневался в подлинности работы Бориса Кустодиева «Одалиска», которая продавалась на Christies, и отсудил у аукционного дома три миллиона фунтов стерлингов.

Михаил Каменский

© Фото предоставлено пресс-службой ГТГ

Борис Клюшников

Ключевые темы: Философия искусства

Если вы не знаете, как подступиться к философскому пласту искусствознания, попробуйте начать с лекций искусствоведа и философа Бориса Клюшникова. Во-первых, он 1989-го года рождения, и занудным априори быть не может. Во-вторых, преподаватель БВШД, Школы Родченко, Института «База» и создатель лаборатории художественной критики при «Винзаводе» самые серьезные темы излагает заразительно и без тени снобизма. Слушать его одновременно стыдно и приятно. С одной стороны, как мало мы знаем, и сколько времени потеряли в детстве на «Тамагочи», пока Борис, судя по всему, читал Бодрийяра и Кьеркегора, с другой стороны, как хорошо, что есть такие молодые знатоки. Примеры к сложным концепциям всегда живительны в своей злободневности: например, Siri как вместилище архетипа женщины. Из лекций Клюшникова можно почерпнуть и обширный список арт-чтения: он всегда озвучивает названия трудов, на которые ссылается.

Последнюю он-лайн лекцию Бориса от 27 августа можно посмотреть на Youtube-канале Центра Вознесенского.

Борис Клюшников

© Фото предоставлено Центром Вознесенского

Источник: www.vogue.ru