Арт-дайджест недели: «Сказ об Иване Билибине», плейлисты Пушкинского музея и новая коллаборация Supreme
Супрематист Иван Кудряшов в Новой Третьяковке
Новая Третьяковка на Крымском Валу, до 22 августа
Ближайший уик-энд — последний шанс посетить ретроспективу заметного супрематиста и космиста Ивана Кудряшова. На экспозиции в Новой Третьяковке впервые представлены более 200 работ из собраний Франции, Греции и Узбекистана. Внимание к именам второго плана — ученикам более известных творцов — глобальный тренд в мире искусства, и ретроспектива Кудряшова в него гармонично вписывается. Единомышленник и ученик Казимира Малевича и Эль Лисицкого, он развивал идеи авангарда в Оренбурге — где организовал филиал партии «утвердителей нового искусства» и создал масштабные проекты росписи двух театров супрематическими вселенными. В 1920-х годах Кудряшов возвращается в Москву и увлекается идеями Циолковского, войдя в плеяду художников-представителей «русского космизма». Концепция освоения человеком космоса опережала время, поэтому Кудряшов сталкивается с лишениями: его исключили из Союза художников «за неизжитую беспредметность» и забыли. Вплоть до начала 1960-х годов, когда Юрий Гагарин улетает в космос, а Кудряшова начинают собирать коллекционеры Георг Мясников и Георгий Костаки. Спустя десять лет вывезенная контрабандой работа Кудряшова передается в дар Центру Помпиду в Париже — еще при жизни художника. Завершающая кураторская экскурсия по выставке состоится в субботу в 12:00.
Иван Кудряшов, «Траектория полета Земли вокруг Солнца», 1926
Иван Кудряшов, «Конструкция прямолинейного движения», 1925
Иван Билибин в Центре Грабаря
ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря , до 15 октября
В залах Реставрационного центра имени И. Э. Грабаря открылась выставка «Сказ об Иване Билибине» к 145-летнему юбилею великого русского графика. Экспозиция поделена на три раздела, в соответствии с увлечениями художника. Первый посвящен книжной графике — здесь культовые билибинские иллюстрации к сказкам, открытки и календари, насыщенные старинными народными орнаментами. Второй раздел с альбомами крестьян в национальной одежде посвящен Билибину-этнографу и коллекционеру русского народного костюма и головных уборов. Более 500 экспонатов, собранных Билибиным по разным уездам, легли в основу нынешнего Российского этнографического музея. В третьем разделе выставки — театральные эскизы, созданные графиком с 1900 года, когда он вступил в объединение «Мир искусства» по приглашению Льва Бакста.
Билибин И. Я. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Франция, 1934
Женские головные уборы народов Поволжья. Россия. XIX век. Ивангородский филиал ГБУК ЛО
Олег Целков и NFT Артемия Лебедева в Подземном музее «Зарядье»
Подземный музей парка «Зарядье», до 5 сентября
Цикл выставок SOVRISK #напотоке представляет современное искусство в его многообразии — тут могут встретиться работы мэтров и начинающих художников, а также любые жанры — от живописи до арт-токенов. В новой экспозиции — работа «Портрет и пейзаж» с узнаваемой маской-«мордой» нонконформиста Олега Целкова, который скончался в июле этого года в Париже. «Натюрморт с птичкой» петербургского представителя «наивного искусства», художника-примитивиста Олега Хвостова соседствует с обновленным NFT-залом. Среди других там можно увидеть серию работ New Form of Matter Артемия Лебедева, которая вдохновлена концептом иллюзорности материи и романом Джека Лондона «Странник по звездам, или Смирительная рубашка».
Олег Целков, «Портрет и пейзаж»
© Иллюстрация предоставлена пресс-службой парка «Зарядье»
Вдохновение недели:
Плейлисты Пушкинского музея на Spotify
Микс из Билли Айлиш, «Любэ», Рихарда Вагнера и Александра Вертинского лучше всего слушать в зале № 9 Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, — убеждена команда программы «Пушкинский.Youth». Ее участники, Анастасия Львова и Георгий Ушаков, составили 11 плейлистов для похода в Музей, потому что считают, что можно слушать не только аудиогид. Часть из них собраны для отдельных залов, как вышеупомянутый микс «Барбизонцы и Шехерезада» и «Итальянское диско» для 28-го зала Главного здания ГМИИ. Led Zeppelin, RHCP и «Алису» автор рекомендует слушать у скульптуры «Дискобол», а Лана Дель Рэй, «Океан Ельзи» и Фрэнк Синатра утешат тех, кто пришел «пережить травму в музее» — плейлист так и называется.
Обложка для плейлиста «Мое море»
Публичная программа фонда V-A-C «ГЭС-2: Спуск»
С понедельника стартует публичная программа Дома культуры «ГЭС-2», которая включает в себя медиаторские туры, йогу и художественные практики — бесплатно по регистрации. На прилегающей территории открыта временная выставка арт-объектов. Первой на спуске набережной Водоотводного канала появилась 13-метровая скульптура швейцарца Урса Фишера «Большая глина №4» — в Москву она приехала из Флоренции, где в 2017 году выставлялась на площади Синьории неподалеку от «Давида» Микеланджело. Эта скульптура, в которой Урс работает с классическим для его искусства вектором созидания-разрушения и масштабирования простых элементов, стала первым серьезным паблик-артом в Москве. На очереди — монтаж бронзовой инсталляции итальянского художника Джузеппе Пеноне «Пространство света», в основе которой образ найденной им упавшей лиственницы. Работа привлекает внимание к теме взаимодействия человека и природы. Следом на площади появятся объекты российского дизайнера Гарри Нуриева. Открытие Дома культуры «ГЭС-2» по проекту Ренцо Пьяно — одно из самых ожидаемых событий года: в нем будут располагаться резиденции, мастерские для художников, выставочные пространства, актовый зал и ресторан.
Урс Фишер, «Большая глина №4»
© Gleb Leonov
Supreme x Кристофер Вул
Американский бренд Supreme активно сотрудничает с художниками, начиная со своего красного логотипа, который был вдохновлен cерией работ Барбары Крюгер «Propaganda Art» 1980-х годов. В новом сезоне Supreme выпустит одежду в коллаборации с чикагским художником-абстракционистом Кристофером Вулом. В коллекцию войдут джинсовые куртки, брюки и рубашки с изображениями работ Untitled, 1995 и Untitled, 2001. Это уже второе сотрудничество Supreme и Вула: коллекционные скейтборды с работами художника были выпущены в 2010 году и с тех пор периодически появляются на аукционах за тысячи долларов. Аукционный рекорд на работы Вула установлен на Sotheby’s в 2015-м и составляет 29,9 миллиона долларов.
Supreme x Christopher Wool
Источник: www.vogue.ru