25.12.2020 Автор: admin Откл

История. Последний бал империи

 

Заносила в базу историческую книгу, попутно залезла в инет и наткнулась вот на такой интересный исторический факт, ранее мною не слышанный.

(Вся информация взята из источника © https://www.livemaster.ru/topic/562775-poslednij-bal-imperii)

13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие – костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых. И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты – костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы.

Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре. Были произведены масштабные исторические и архивные изыскания, в создании нарядов для царской четы и придворных принимали участие консультанты из числа историков и искусствоведов.

Так, например, «Малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным. Над эскизом работали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник санкт-петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 16 подлинных предметов царских костюмов XVII в: жемчужные запястья Федора Иоанновича, подлинный жезл царя Алексея Михайловича, пуговицы и нашивки. Воплощением костюма из бархата и парчи, специально заказанных у поставщиков императорского дома братьев Сапожниковых, занимался театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи с двумя портнихами. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 года.

Не менее тщательно готовились к мероприятию и другие участники бала: каждый стремился перещеголять другого в изысканности и богатстве костюма. В ход пошли редчайшие меха, жемчуга и бриллианты, самоцветы в старинных оправах из бабушкиных шкатулок, великолепные парча, шелка, бархаты. В старинные русские кафтаны нарядили даже оркестрантов и хористов. Назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также были в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. Большинство костюмов было создано по эскизам модного художника Сергея Соломко.

По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». По желанию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга, а через год по заказу Императорского двора был выпущен подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Благодаря этим фотографиям и нескольким костюмам сохранившимся в музеях мы и можем судить о красоте и роскоши этого бала.

После окончания маскарада в Петербурге начался «русский бум». Интерес к национальным традициям «накрыл» высшее общество. Это было последнее мероприятие такого размаха и широты в Российской империи – через год в эти же февральские дни уже шла война с Японией (1904-1905).

© https://www.livemaster.ru/topic/562775-poslednij-bal-imperii

Выбрала для примера только несколько фото. Остальные можно посмотреть в источнике информации.