Торбен Кульманн — Эйнштейн
Буквально в самые последние дни уходящего мышиного года успела приехать моя книга «под елочку». Четвертая книга Торбена Кульманна про храбрых, предприимчивых, просто-таки гениальных мышат, которым автор дал фамилии известных людей.
Книга не таила в себе никаких сюрпризов, я не ждала от нее ничего необыкновенного, давно уже налиставшись, начитавшись и насмотревшись первыми тремя. Но не взять к ним четвертую было совершенно немыслимо, невозможно. Где-то совсем на задворках даже не то чтобы теплилась надежда, а просто мелькала тень мысли, что возможно книга окажется совсем другой, будет отличаться чем-то от предыдущих. Я прочла несколько рецензий от восторженных до весьма сдержанных и недрогнувшей рукой, нажала кнопочку «оформить заказ».
Порадовалась тому, что книга успела стать «подъёлочной», с интересом и любопытством ее рассмотрела, прочитала и взялась фотографировать, заодно перелистав и все три предыдущие. Фотографировать такие красивые книги — это отдельное удовольствие для меня.
По своему строению, сюжету, качеству иллюстраций и текста книга не уступает предыдущим, но и ничем не превосходит их. Точно такая же история, рассчитанная на неискушенного читателя, поражающая и привлекающая его не рассказом, который несет лишь вспомогательную функцию, а именно иллюстрациями. И хоть текста здесь много, все равно все книги Кульманна для меня остаются графическими романами, в которых рассказ просто чуть облегчает мне задачу считывания сюжета по картинке, а не наоборот, как я привыкла в книгах, где первичен текст, иллюстрированный рисунками. Здесь же рассказ поясняет рисунки. Именно так.
История простая — мышонок, мечтавший попасть на знаменитый Большой праздник сыра, нетерпеливо ожидавший его, считая дни по листкам отрывного календаря, ошибается на день и приезжает на праздник на день позже. Горе его так велико, что он озадачивается проблемой времени, страстно желая лишь одного — повернуть время вспять, чтоб попасть в прошедший день.
Попытки понять что такое Время приводят его на чердак патентного бюро в Берне, где мышонок знакомится с трудами Эйнштейна, а получив однажды по голове его «Теорией относительности» в твердом переплете, приобретает необыкновенную ясность мысли и конструирует машину времени. Ох уж эти ушибленные книгами (во всех смыслах) герои!
Мышонок оказался в этом же городе в самом начале 20 века, где он мог встретиться с Альбертом Эйнштейном.
Понаблюдав за ученым и затеяв с ним переписку, мышонок вносит коррективы в свои расчеты для возвращения назад.
В этот раз мышонку все удается, и прямо с чердака патентного бюро он попадает на вожделенный праздник сыра.
А вдохновленный Эйнштейн тем временем берется за создание своей теории.
В конце книги дается справочный материал — биография Эйнштейна и упрощенно-элементарное объяснение сути его теорий, оценить доступность изложения которых после празднования Нового года я пока не в состоянии… ))
Точные науки и абстрактные понятия мой мозг сейчас плохо воспринимает.
Встречала отзывы отчаянных родителей, советующих читать книгу с детьми 4-5 лет. Пока не решила то ли удивляться их бесстрашию, то ли поражаться безрассудству. Я бы не рискнула мусолить ее с таким ребенком, додумывая на ходу комментарии к иллюстрациям без текста и отвечать потом на вопросы. Пока от слов «Мысленный эксперимент» меня прошибает холодный пот.
Я бы, по своему обыкновению, приобрела книгу в качестве роскошного подарка и спихнула бы на самостоятельное чтение в категорию «за страницами учебников». Ей там самое место в роли крючка с приманкой для авансовых плясок с бубном вокруг предмета «физика». Для авансового же формирования положительного отношения к предмету.
Больше всего мне в книге нравится молодой Эйнштейн. Созданный образ позволяет детям увидеть в нем обычного увлеченного человека, а не гения, родившегося сразу с седой гривой и высунутым языком. Вообще Кульманн малость недоработал. Надо было бы еще поместить в книгу аттестат Эйнштейна и развеять вредный миф о том, что в школе гений был двоечником. Автор тем самым оказал бы школьным учителям неоценимую услугу.
Цитата: Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?
Всё дело в том, что Эйнштейн большую часть времени учился в Германии, но получал школьный аттестат в Швейцарии, где система оценок была противоположна немецкой: в Германии высшим баллом была единица, чуть ниже двойка и так далее, а швейцарские учителя использовали прямую шестибалльную систему.
Так что единицы и двойки юного Эйнштейна не имеют никакого отношения к небрежности в учебе. Не аргумент. Вот так вот!
Лабиринт / Май-шоп
Интересно, придумает ли Кульманн что-нибудь новенькое или будет дальше развивать мышино-звездную тему? Кого он выберет следующим героем?